Холецистит

Под объединяющим названием холецистит часто понимаются различные по этиологии, протеканию и проявлениям виды воспалений желчного пузыря, связанные с нарушением оттока желчи, её застоем. Отток желчи нарушается, из-за этого активно развивается патогенная микрофлора (бактерии энтерококка, стрептококка, стафилококка. кишечной палочки), которая проникает в пузырь из кишечника.

Холецистит: симптомы болезни

Холецистит дает о себе знать следующими симптомами: болями в правом боку, в области подреберья, спазмы могут отдавать в правую руку и ключицу. Боли не долгие, приступообразные, купируются приемом спазмолитиков, могут сопровождаться повышением температуры, приступами тошноты и рвоты, метеоризмом или диареей. Спровоцировать болевой приступ могут как нарушения в питании, употребление жирной пищи и спиртного, так и стресс, эмоциональные перегрузки.

Заболевание может развиваться параллельно с желчнокаменной болезнью, с заболеваниями мочеполовой системы и органов ЖКТ – особенно это актуально для женщин. Развитию заболевания у женщин часто способствуют особенности женского организма и женский гормональный фон, а также те изменения, которым организм подвергается во время беременности (сдавливание желчного пузыря вследствие вынашивания плода).

Причины заболевания

Основной причиной развития холецистита является нарушение оттока желчи от органа, что само по себе может иметь разные причины – от врожденных особенностей организма (аномальное недоразвитие или деформация пузыря) и генетической предрасположенности до простого несоблюдения рекомендованного режима питания.

Диагностика болезни

В зависимости от характера протекания болезни выделяют её острую и хроническую формы. Также, в зависимости от наличия или отсутствия конкрементов, холецистит может быть:
• калькулезный (с наличием камней)
• некалькулезный (бескаменный)
Заболевание может осложниться гнойной, гангренозной или флегмонозной формой.

Специалисты ставят диагноз «холецистит» на основе данных физикального осмотра, УЗИ органов брюшной области и желчного пузыря, холецистохолангиографии, дуоденального зондирования, а также анализа крови.

Боли, как правило, характерны для острой формы заболевания, требующей незамедлительного обращения к врачу. При хронической форме болевые симптомы выражены слабее, симптомы, связанные с тошнотой после еды, чувством тяжести в животе или боку, выражены слабо. Однако хроническая форма опасна тем, что для неё характерна кишечная дисфункции, желчь может поступать в двенадцатиперстную кишку, из-за чего нарушается переваривание пищи, не усваиваются или слабо усваиваются жиры.

Наличие заболевания в хронической форме требует обязательного контроля со стороны врача-гастроэнтеролога и периодического обследования методом ультразвука.

Лечение холецистита в Санкт-Петербурге

Лечение холецистита лекарствами направлено на устранение интоксикации, снятие воспалительных явления и восстановление нормальной деятельности желчевыводящих протоков. Если консервативная терапия не дает результата, проводится хирургическое вмешательство.

Острый холецистит

При первых признаках острого холецистита рекомендуется оперативно обратиться к врачу, так как самолечение, игнорирование приступов или снятие приступов обезболивающими препаратами может повлечь за собой опасные осложнения. Чтобы облегчить боль, если вы ожидаете прибытия врача, можно принять следующие меры:
• лечь, ограничив подвижность,
• при рвоте, чтобы избежать обезвоживания, рекомендуется пить воду небольшими порциями,
• не есть,
• постараться обойтись без обезболивающих, прием которых может исказить клиническую картину, затруднить постановку диагноза,
• не принимать горячую ванну, вопреки распространенному мнению о том, что горячая вода снимет спазм), так как «подогрев» может способствовать нагноению и перитониту.
Лечение острой формы заболевания сначала проводится консервативно, с помощью лекарственных препаратов – антибиотиков, гепатопротекторов, желчегонных средств. Применяются желчегонные растительного происхождения и синтетические – ферментные препараты.

В острой форме пациенту вначале рекомендуется лечебное голодание с употреблением не менее 1,5 литров воды в сутки. Далее пациент переходит на диетическое питание – увеличивается белковая составляющая в рационе, избегают жирного, жареного и копченого.

На начальной стадии и при легкой форме болезни достаточно регулярно принимать лекарства, придерживаясь диеты, чтобы благоприятный прогноз по выздоровлению не вызывал сомнений. При наличии осложнений последствия могут быть куда серьезнее – вплоть до сепсиса.

Хронический холецистит

Для поддержания организма в форме больным хроническим холециститом рекомендовано постоянно контролировать питание, вести активный образ жизни и ежегодно проходить обследование методом УЗИ.

Если консервативные методы не приносят результата, может быть поставлен вопрос о хирургическом вмешательстве. К холецистэктомии (удалению пузыря) прибегают только в крайних случаях, при обнаружении камней, не поддающихся растворению специальными видами лекарств или удалению.

В клинике «Благодатная» вы можете пройти консультацию, лечение и получить высококвалифицированную помощь врача.

Гастроэнтерологи нашей клиники помогут вам держать под контролем ваше здоровье и постоянно отслеживать его состояние в динамике.